Фронтмен группы «Рондо» о творческом долголетии, концертах в зоне СВО и секретах успеха у женщинДля солиста и руководителя рок-группы «Рондо» Александра Иванова 2024 год был юбилейным. Коллектив отметил 40-летие творческой деятельности. И сегодня группа продолжает активно выступать, писать новые песни. Как заметил фронтмен коллектива по поводу своего творческого долголетия, «если человек не хочет стареть, он и не будет».- Александр, вам, наверное, часто задают этот вопрос: что вы делаете, чтобы быть в такой хорошей физической форме?- Ничего особенного. Где-то сказывается спортивная закалка юности, увлечение восточными единоборствами (у меня черный пояс), ну и здоровый образ жизни. Все вредные привычки, свойственные большинству рок-музыкантов, давно остались в прошлом. Кроме того, артист обязан всегда хорошо выглядеть, это часть профессии. Возможно, ежедневые занятия музыкой помогают, что-то духовное. Знаете, если человек не хочет стареть, он и не будет. А сдаться, опустить руки можно и в 40 лет, я, кстати, нередко такое слышу от молодых музыкантов: «Все, я уже отыграл». Здесь все от человека зависит.- Что вы вынесли из своих занятий спортом, единоборствами?- Главное — лучше все-таки не доводить конфликт до крайности, так как неизвестно, чем может закончиться поединок. Человек, который обладает определенными навыками в спорте, должен быть вдвойне ответственным. Сильный удар может привести к непоправимому. Но все-таки, если все средства убеждения исчерпаны и речь идет о защите женщины или ребенка, здесь вариантов быть не может.- Как вам удается совмещать семейную жизнь и активные гастроли?- Надежный тыл, полное взаимопонимание, любовь супруги. Все, что я делаю сейчас, происходит для моей семьи, детей. Я хочу, чтобы они были счастливы. Знаете, у меня никогда не было звездной болезни из-за поклонниц и прочего антуража артистической жизни. Были моменты, когда голова кружилась, но это все быстро проходило.- А почему вы вообще решили заняться музыкой?- Я часто это повторяю: чтобы нравиться барышням (смеется).Парень с гитарой способен увести девушку из-под носа у любого атлета. Но ведь музыка — это еще и способ самовыражения. Наверное, это главное, что повлияло на выбор пути.- Кто придумал название группы и какое значение вы ему придаете?- Термин «Рондо» известен в музыке и поэзии. Это круг, повторяющаяся форма в композиции произведения. В 1984 году группу так назвал Михаил Литвин, который позже уехал в США. После его отъезда это была уже совершенно другая команда. Состав, конечно, менялся со временем. Мало кто из рокеров может похвастаться постоянным коллективом. В музыкальном мире все быстро меняется.- В начале вашей карьеры многие говорили про ваш специфический голос с хрипотцой, откуда она, хрипотца, появилась?- Знаете, я пою, как чувствую. В начале карьеры каждый артист ищет свою манеру исполнения, почерк, по которому его будут узнавать. Будем считать, что это моя «фишка». Но вообще в рок-н-ролле есть определенный тренд на расщепленные голоса. Ими обладают Род Стюард, Джо Кокер, Брайан Адамс и многие другие. Это такой особый мужской вокал, который нравится многим слушателям.- У многих путь к славе сложный, а как произошло у вас?- Как полагается: и вагоны разгружал, игде-то подрабатывал.Когда ушел из Рязанской областной филармонии в 1982 году, устроился техником по сцене в московский Дом культуры имени Ильича. Что такое кулисы, как они подвязываются и чем друг от друга отличаются, мне хорошо знакомо.- Почему в конце 90-х решили заняться сольной карьерой?- Потому что на определенном этапе каждому музыканту хочется выйти за рамки сложившегося формата, сценического образа. Можно сравнить это с запросом художника, который, например, работал в классическом жанре живописи, но вдруг понял, что больше склонен к авангарду. Просто захотелось поработать в другом направлении.- Вы без сомнения звезда, как у вас складываются отношения с другими «небожителями»?– В творческом мире все точно так же, как и везде: есть симпатия и антипатия. Конечно, это мир со своими особенностями, довольно узкий, специфический. Но артисты — такие же люди, которые, может быть, больше других нуждаются во внимании, заботе, душевном тепле.- У вас есть друзья, вы верите в дружбу и что это такое для вас?- Дружба — самый лучший и ценный вид взаимоотношений между людьми, это слова Далай-ламы. Я очень рад, что в моей жизни есть те, с кем я могу поделиться своими радостными и печальными переживаниями, на которых могу рассчитывать. Это люди, проверенные временем, а не только совместными проектами.- Ваш профессиональный стаж — больше сорока лет. Некоторые коллеги по сцене давно удостоены званий, наград. А вам сегодня хотелось бы их иметь?- Я спокойно отношусь к званиям. У огромного количества талантливых актеров, музыкантов не было никаких званий, но они нами любимы, мы их помним, знаем наизусть их творчество. Например, Владимир Высоцкий. Считаю, если не удостоили, значит, не заслужил. Значит, еще надо поработать. Предложат получить звание — рассмотрим (улыбается).- Как вы думаете, какая музыка сейчас нужна людям?- Думаю, такая же, как и во все времена — искренняя, вдохновляющая. Жанр может быть любым. Именно этого и ждет от музыкантов слушатель. Ведь на сцене все, как на ладони. Если ты сфальшивил, не в нотах, а по сути — зритель это заметит. Слушатель всегда чувствует и ценит искренность.- Можете назвать свои любимые композиции?- У меня нет какого-то личного чарта. За каждой песней — история, этап жизни. Вы, наверное, слышали, что для музыкантов песни как дети. Невозможно одного любить больше, другого меньше. У меня так же.- В вашем репертуаре много песен с патриотическим содержанием. Как вы считаете, спрос на них сейчас выше?- У меня много патриотической лирики еще с 80-х: тогда наступило тревожное время, перемены охватили всю страну. Появились композиции «На одной земле», «Надувной корабль», «Я вернусь». Но у музыкантов многое зависит от мироощущения, собственного отношения к тому, что происходит. Песни появляются не потому, что есть запрос общества — это идет изнутри. То же относится и к совместным проектам, коллаборациям, как сейчас говорят. Например, мы исполнили песню «Родина» Сергея Трофимова, «Стрекозу» Александра Розенбаума. Эти композиции были написаны намного раньше, но после переработки приобрели актуальное содержание, созвучное времени.- У вас есть военная специальность?- Да, конечно. Я служил в группе советских войск в Германии, мы находились на границе с ФРГ, в г. Плауэн, тогда Германия была разъединена. Я был танкистом, заряжающим танка Т−55, а впоследствии Т−62. И уже тогда во время службы был создан внештатный оркестр, в составе которого я выступал.- Каково это: находиться внутри танка? Страшно было?- Ну, скажем, не страшно. Но это железо: клин-затвор и отдача танка — много всяких сложностей. Но именно там из мальчишек мы превращались в настоящих мужчин. И сейчас так же. Армия — это очень серьезно.- Вы считаете, это обязательный опыт для молодого человека?– В зависимости от его выбора. Мальчик становится мужчиной, только когда сталкивается с трудностями. В армии, когда тебе поручают, например, роту, ты должен взять на себя ответственность за других, действовать адекватно, стать авторитетом. Это очень непросто. Но и на гражданке много способов проявить себя.- После начала спецоперации вы с группой «Рондо» начали выступать в госпиталях перед военнослужащими. В связи с этим вам запретили въезд в Литву и Украину. Как вы к этому отнеслись?- Увы, я не подошел по возрасту, чтобы защищать рубежи России в составе вооруженных сил. Да и танки сегодня другие, там уже не нужны заряжающие. Меня попросили помочь иначе: делать то, что умею лучше всего, то есть петь, выступать перед нашими ребятами. К запрету на въезд отношусь спокойно. Когда-то здравый смысл должен возобладать, конфликт будет урегулирован, и в дальнейшем какие-то решения могут быть пересмотрены. Но я считаю, в трудную минуту артист обязан быть со своей Родиной, своим народом.- Одна из ваших новых работ, клип «Песня про любовь», который вышел в этом году, набрал более пяти миллионов просмотров в интернете. Почему, как вы думаете?- Во-первых, благодаря режиссеру Рустаму Романову и его профессиональной команде. Два дня мы провели в Подмосковье и недалеко от Тулы на Воронцовских горах, где снималось видео. Были выбраны удивительные локации: старинная усадьба, окутанная легендами, духом ушедшей эпохи, и невероятные пейзажи. Во-вторых, огромный талант моих замечательных друзей, авторов этой композиции — Михаила Гуцериева и Сережи Ревтова сыграли ключевую роль. Спасибо и низкий поклон за прекрасную балладу.- Работа с этими авторами уже приносила вам победы в прошлом. Что для вас важнее: творческий или коммерческий успех?- Действительно, в 2018 году мы вместе с поэтом Михаилом Гуцериевым и композитором Сергеем Ревтовым записали песню «Забытая». Видео сняли в испанском Бенидорме, зрители и слушатели тепло приняли песню. Как музыкант, я не мог бы взяться за материал, который не отзывается в душе. Пою о том, что прожито. Тема любви и взаимоотношений между мужчиной и женщиной мне очень близка. Вот и в новой композиции «Песня про любовь» сошлось все: и стихи, и мелодия, и аранжировка в стиле симфо-рок, и удачное видео. Помимо прочего, это очень глубокая поэзия и красивая музыка. Наверное, поэтому получился и творческий, и коммерческий успех, авторы композиции получили диплом фестиваля «Песня года».- Чем вам запомнился 2024 год?- Это был очень насыщенный год, и впереди еще много замыслов. Безусловно, главным событием стало 40-летие группы «Рондо». Пройден большой путь, созданы десятки хитов. Состоялись два больших сольных выступления в концертных залах «Москва» в столице и «Октябрьский» в Санкт-Петербурге. Мы показали лучшее, что создали за 40 лет. Вместе с нами выступили Григорий Лепс, Сергей Трофимов, Николай Расторгуев, Леонид Агутин, Валерий Сюткин. Мы очень благодарны нашим зрителям за внимание к нашему творчеству. И, конечно, отдельное спасибо нашим друзьям, музыкантам, партнерам за многолетнюю верность и участие в юбилее.- Скажите, когда только создавалась группа, думали ли вы, что она просуществует десятилетия?- Кто мог тогда предположить такое? Мы были совсем молодыми ребятами. Думали, что повторим успех «Роллинг стоунз», вместе с друзьями будем выступать, вместе состаримся. Главным для нас тогда было играть ту музыку, которую мы любили, выступать на больших сценах. Так что далеко вперед мы не смотрели, просто надеялись на долгую творческую жизнь. Но, знаете, мы никогда не сдавались.