Карина Александрова: «Долго не могла смотреть на себя в зеркало»
Звезда сериала «Аутсорс» рассказала о травле, состриженных ради роли волосах и отношении к деньгам и славе
В фильмографии Карины Александровой пока не так много проектов, зато какие: «Контакт», «Аутсорс», «Неверные». Яркая внешность и органичное существование на экране делают молодую актрису запоминающейся, но в свое время девушка подвергалась буллингу. Она прошла путь, чтобы принять себя. Об этом и многом другом — в эксклюзивном интервью журналу «Атмосфера».
— Карина, вы на интервью приехали с проб. Как все прошло и волнуетесь ли еще перед таким ответственным событием?
— Раньше я волновалась очень сильно. Помню, выделяла целый день для записи самопроб. А сейчас процесс наработан, я намного быстрее все делаю. У меня уже нет страха, паники, наоборот, я получаю кайф от коммуникации, особенно если это интересный материал. Сегодня я была на замечательных пробах. Это история про цирк, военное время, но она скорее не про войну, а про людей, их внутренний стержень. Про то, что главное оружие — это не оружие как таковое, а стойкость, вера в победу. Невероятная роль, и, конечно, такие пробы заряжают и наполняют.
— А внешне готовитесь? Может, одеваетесь соответствующе, прическу делаете, чтобы больше походить на своего персонажа?
— Да. Одежда, прическа, макияж очень сильно помогают войти в образ. Если моя героиня какая-то яркая оторва, я не приду на пробы со скромным пучком на голове. Если это роковая красотка, стараюсь подчеркнуть глаза, выбрать наряд посексуальнее. Конечно, я могу сыграть ее и в худи-оверсайз и огромных штанах, но в юбке-мини это проще.
— Были ли у вас какие-то представления о профессии актрисы до того, как вы стали этим заниматься? Красные дорожки, толпы поклонников?
— Романтизации профессии, слава богу, у меня не было. Так получилось, что после девятого класса я пошла в театральную школу, и художественный руководитель быстро разбил наши иллюзии. Было, конечно, больно и неприятно, но он действовал правильно. Это все наивные представления, что актеров ждет роскошная, богемная жизнь, много поклонников, известность. Я считаю, что в эту профессию стоит идти по любви, а не ради оваций. Это ремесло позволяет высказаться, проявить себя, поговорить о важном.
— Было какое-то событие, которое повлияло на ваш выбор?
— Как я уже сказала, я училась в театральной школе и еще тогда поняла, что именно с актерством хочу связать свою жизнь. Я люблю эту профессию и не вижу свой основной путь развития в чем-то другом. Несмотря на это, я попробовала свой бизнес, который просуществовал довольно-таки успешно. Мы с моей приятельницей открыли кофейню: вообще с нуля, мы ничего не умели. И буквально за две недели собрали все документы, оформили ИП, нашли помещение и научились варить кофе. Без творчества не обходилось даже в общепите, мы устраивали специальные дни, в которые у нас приходили люди из индустрии и пробовали себя в роли баристы! Это был интересный и важный опыт, благодаря которому я поняла, что точно не пропаду в этой жизни. (Смеется.)
— Ваша старшая сестра Кристина — тоже актриса. Возможно, в чем-то это было ее влияние?
— Нет, нет. Все получилось спонтанно. В нашей семье вообще нет творческих людей. Бабушка была педагогом, дедушка — летчиком-испытателем, мама менеджер. Мы с сестрой с детства занимались спортом. Я ходила на спортивную аэробику, имела разряд, сестра на плавание — она мастер спорта по синхронному плаванию. Все думали, что она свяжет свою жизнь со спортом, и вдруг в одиннадцатом классе Кристина заявила, что собирается в театральный. Так же произошло со мной: я услышала по радио, что идет набор в театральную школу. Это было мое решение, не то, что я посмотрела на сестру и решила «за компанию» податься в актрисы. У нас с сестрой прекрасные отношения, это мой лучший друг, но мы очень разные. Нельзя сказать, что она на меня повлияла.
— Но как более старшая и первая, кто пошел по этому пути, возможно, она вас от чего-то предостерегала, давала ценные советы?
— Мы рассказываем о каких-то рабочих моментах, делимся переживаниями, эмоциями, но не более того. У каждой свой путь. Она не пытается меня как-то наставлять и учить. В этом смысле мы друг друга уважаем и радуемся успехам каждого. Хотелось бы вам поработать с ней в одной картине? Я бы попробовала. Кристина — это один из самых смешных людей в моей жизни. Она все делает на таком серьезе, что невозможно удержаться от смеха. Это был бы интересный опыт.
— А с чем были связаны ваши метания в плане поступления в театральный: сначала это был Питер, потом Москва?
— Сначала я поступила в Театральную академию в Питере, но проучившись год, поняла, что нужно вернуться в Москву. Мы хорошо расстались с моим мастером, Владимиром Анатольевичем Тумановым, он меня понял, отпустил и благословил.
— Питер вам не показался местом, комфортным для жизни? Вообще, кем вы себя считаете — сибирячкой, москвичкой?
— Новосибирск — моя родина, то есть я сибирячка. Москвичкой я себя точно не считаю. Питер люблю всей душой и сердцем, это город, который меня вдохновляет. То есть я могу приехать туда в любой момент своей жизни, и мне там хорошо. А одна моя подруга, например, не может там находиться больше трех дней. На нее накатывает депрессия.
— Тогда почему вы живете в Москве?
— Я чувствую, что сейчас должна находиться здесь. И на самом деле, я хочу жить в Москве. Может быть, потом я уеду в Петербург или вообще в другую страну. Кто знает, куда занесет жизнь?
— Вы понимали, выбирая эту профессию, что из ста выпускников театральных вузов дай бог несколько в ней реализуются?
— Конечно, педагоги настраивали нас на реальную жизнь. Говорили, мол, даже если вы поступили и прекрасно окончили институт, это не залог того, что у вас все сложится в профессии. И даже если вы снялись в нескольких хороших кинокартинах, это не залог того, что и дальше будет «зеленый свет». Все так нестабильно: в какой-то момент у тебя может быть очень много работы, а полгода или год ты можешь вообще сидеть без дела. И нужно обладать внутренней дисциплиной, стержнем, чтобы в этот период не расклеиться, не впасть в депрессию, работать над собой.
— А связи какую роль в этом играют? Некоторые ваши коллеги посещают светские мероприятия, чтобы познакомиться с нужными людьми.
— Я хожу на премьеры и светские мероприятия, чтобы посмотреть кино и пообщаться со знакомыми из этой же сферы. Для меня это скорее похоже на кружок по интересам. У некоторых есть такие убеждения, что в киношном мире все делается только через связи и знакомства, но благо я с таким не сталкивалась.
— У вас была первая — и сразу главная роль в кино — в картине «Чупакабра». Вытянули счастливый билет?
— Наверное. Моему агенту прислали предложение, я сходила на пробы — и меня утвердили.
— Какие были эмоции, когда вы впервые увидели себя на экране?
— Мне было очень страшно. У меня была долгая история с принятием себя, своей внешности. Безусловно, я видела на экране и какие-то достоинства свои, но все же превалировал страх. Сейчас я стала намного спокойнее, включаю холодную голову и разбираю: что получилось хорошо, а что можно было сделать лучше. Я считаю, очень важно пересматривать свои фильмы. Иначе невозможно понять, как выглядит твоя проделанная работа.
— Вы сказали про принятие. Хотели что-то поменять в своей внешности?
— Мне кажется, все мы в жизни приходим к тому, что принимаем себя. Я сталкивалась с буллингом, потому что у меня нестандартная внешность. Кто-то что-то сказал, а в меня это попало. Долго не могла смотреть на себя в зеркало, мне казалось, все не так. Зато сейчас я понимаю, что я красивая девушка, не похожая ни на кого, со своей индивидуальностью. Но это был долгий путь, который продолжается по сей день.
— А ради работы вам не страшно решиться на кардинальные перемены? Отрезать ваши прекрасные локоны?
— Когда я играла Лютую в сериале «Контакт», мне состригли почти все волосы. Просто взяли вот так мой длинный хвост — и чикнули ножницами. А сверху надели кепку. И мне это тоже помогло прочувствовать энергетику моей героини. А еще странные наряды, необычные серьги. Я не боюсь никаких экспериментов, если понимаю, что они оправданы. Если я влюбляюсь в сценарий, в роль, то пожалуйста, делайте что хотите — похудеть, поправиться, обриться наголо — я готова. На проекте «Кошка» у меня были цветные дреды, и я ходила так, наверное, пару месяцев. Могу сказать, что дреды носить очень неудобно, я бы в жизни, скорее всего, себе такую прическу не сделала, но как опыт — интересно.
— Кстати, видя вас на экране, я вас представляла другой — а в жизни вы оказались мягче, женственнее.
— В этом и есть магия кино! Ты можешь быть кем угодно. Здорово, что вы представляли меня иначе, значит, мне удается выполнять свои актерские задачи и воплощать не похожих на меня персонажей.
— Попадает ли в вас что-то от ваших героинь? Например, ваша коллега Маруся Климова рассказывала в интервью, что всю жизнь старалась быть «хорошей девочкой», а потом, сыграв отрицательную героиню, поняла, что и стервой побыть иногда полезно.
— Я стараюсь не давать окраску и оценку эмоции: эта хорошая, а это плохая. Считаю, что каждая эмоция имеет место быть и лучше. ее в себе не глушить. Иначе те же злоба и агрессия прорвутся наружу так, что мало не покажется.
— У вас есть экологичные способы выпустить пар?
— Я хожу в спортзал. (Улыбается.) Я долгое время была в терапии. И поняла, что важно не заглушить, а осознать свою эмоцию, дать ей проявиться. Признаться: да, я злюсь. И когда ты даешь себе возможность прочувствовать эту эмоцию, она уже не такая разрушительная.
— А что вас может разозлить по-настоящему?
— Если совершается явная несправедливость. Или, бывает, когда планы рушатся, все наперекосяк. То есть, с одной стороны, я очень мобильная, а с другой стороны, мне кажется, что все, мир рушится, если все идет не по намеченному плану.
— Вы человек импульсивный?
— Зависит от случая, от компании, от момента. Кто-то скажет: а давайте поедем в горы с палаткой, и я тут же радостно соглашусь. А в другой раз что-то подобное могут предложить — и я подумаю, насколько это опасно и уместно ли сейчас. Раньше я была более безбашенной, сейчас мне важно чувствовать точки опоры.
— В вашей фильмографии очень много социальных драм. Вас привлекает этот жанр?
— Да, но это не значит, что я выбираю только их. Мне всего двадцать четыре года, и ограничивать себя каким-то одним жанром — глупо. В идеале я бы хотела познакомиться и поработать с каждым жанром, как говорится, мечтать не вредно, вредно не мечтать.
— Не так давно прошла премьера сериала «Аутсорс». Как вы относитесь к вашей героине Кате и удалось ли вам прочувствовать атмосферу девяностых?
— Я то время не застала, но, конечно, слышала какие-то рассказы, истории людей, смотрела документальные фильмы. И, готовясь к роли и воплощая ее, я опиралась именно на человеческий опыт, пыталась понять свою героиню. Актер всегда адвокат своего персонажа. В «Аутсорсе» нет положительных героев — ни одного. И это очень круто, потому что в жизни тоже нет только хороших или только плохих людей. В нас многое намешано. Я абсолютно не похожа на Катю, но старалась ей сопереживать и найти причину, почему она так вызывающе себя ведет, манипулирует мужем, начала пить. На самом деле это глубоко несчастная девочка, у которой не было семьи как таковой. Она ухватилась за Андрея, мечтая о лучшей жизни, ей надоело прозябать в нищете. Но в итоге, получив все, она все равно осталась несчастна, потому что эту внутреннюю дыру в душе не заполнить ни красивыми вещами, ни украшениями, ни новой квартирой. Она начала спиваться, и, по всей видимости, у ее истории трагичный финал.
— Вы очень верную мысль сказали. Стремясь к сытой жизни, люди тогда совершали страшные поступки. Им казалось, что, обретя богатство, они обретут и внутреннюю гармонию, но это не так.
— Я думаю, это не только в то время. И сейчас мы видим подобные примеры. Внешне успешный человек, который на публике улыбается и демонстрирует свои достижения, в том числе материальные, на самом деле может быть не так уж счастлив, потому счастье, на мой взгляд, измеряется не нулями на карте.
— Говорят, поколение Z, к которому вы относитесь, меньше зациклено на материальных вещах, нежели поколение предыдущее…
— Думаю, в моем окружении это точно так. В нашей компании не принято кичиться заработком, выставлять напоказ свое благосостояние. Не важно, сколько у тебя машин и бриллиантов, важно, чем насыщена твоя жизнь. Мне нравится тратить на путешествия, на подарки близким. При этом для меня важно иметь определенную подушку безопасности. Я стараюсь разумно подходить к бюджету. И мне очень помог в этом бизнес. Формулировка: много денег у того, кто их считает, существует непросто так. Не то что ты трясешься над каждой копейкой, нет, но ты должен понимать, куда идут твои средства.
— Вы уже живете самостоятельно, отдельно от родителей?
— Да, давно, как только поступила в театральный. Я считаю, это важный опыт. Это ответственность — строить свою самостоятельную жизнь. И надо учиться брать ее на себя.
— А когда вы только начинали эту взрослую жизнь, что для вас показалось сложным?
— Какие-то смешные бытовые вещи. Оказывается, запасы стирального порошка и жидкости для мытья посуды надо пополнять. (Смеется.) Но я не бытовой инвалид. Нас в семье с детства приучали к самостоятельности. Я стирала, готовила, убирала, ходила в магазин. Я в первый раз запекла курицу с картошкой в духовке в десять лет. И это очень здорово, я благодарна родителям. По дому я все могу сделать, кроме, как шить. Слава богу, есть ателье. Но когда я училась, мне было сложновато заниматься всем этим, потому что я сильно уставала физически. А сейчас у меня налажен быт. Я очень люблю свой дом, там всегда чисто и вкусно пахнет. Это мое убежище и место силы.
— У вас своя квартира?
— Нет, съемная. Но я считаю ее своим домом, обустраиваю под себя. До этого я тоже снимала квартиру, даже сделала там ремонт, потому что мне очень важно пространство, в котором я живу, и оно должно быть именно моим, по ощущениям, энергетике.
— Хозяин после этого квартплату не поднял?
— Нет (смеется), благодарил, но поднял ее уже следующим жильцам. Я им даже оставила краски — может, еще что- то доделать захотят.
— Какой стиль вам близок?
— Минимализм, светлые тона. Не люблю, когда много визуального шума. Лишь небольшие цветовые акценты.
— Есть ли у вас домашний питомец?
— У меня есть замечательный кот Федор, он сейчас живет в семье у Кристины. Когда я приезжаю к сестре, я очень радуюсь нашему общению: это очень тактильный кот. Мы с ним спим, целуемся, обнимаемся. Федору уже тринадцать лет. По сути, он со мной с детства. Это уже член семьи, я его обожаю. И в целом у меня любовь к кошкам. Когда у меня появится своя квартира, обязательно заведу себе питомца.
— Карина, вы становитесь публичным человеком, у вас появляются поклонники, берут с вас пример. Ощущаете свою ответственность?
— У меня есть жизненные принципы, и нормы морали я не нарушаю. Что- то разрушающее не транслирую. За восприятие меня другими я не несу ответственность. Я благодарна, что есть люди, которые реагируют на мое творчество. Но я не вступаю в какое-то очень близкое общение, долгие контакты. Я помню, что мы посмотрели заключительную серию «Аутсорс» в кинотеатре, стояли на выходе с девочками, обсуждали увиденное, и к нам подошла семейная пара. Оказалось, они вообще из другого города. Накануне они посмотрели седьмую серию и ждали финал. Было очень приятно, что наша случайная встреча принесла им столько радости. Здорово, что наша профессия позволяет дарить подобные эмоции.
— В чем для вас заключается успех, определение «успешный человек»?
— Мне хочется сказать, что это счастливый человек. Успешный человек — это тот, кто реализовался и получил признание. На данный момент я чувствую и знаю, что мой путь только начинается.
— А счастье личное?
— Любить и быть любимой — необходимое ощущение для жизни. Любить — прекрасно, а если это еще и взаимно — прекрасно вдвойне.