Общество

Креативные инвестиции: кто вкладывает деньги в творческие индустрии

Государство и бизнес заинтересованы в развитии экономики талантов

Креативные инвестиции: кто вкладывает деньги в творческие индустрии

Креативные индустрии способны генерировать высокую доходность. Предприниматели делают состояния на разработке мобильных приложений, кинопроизводстве или развитии фэшн-бренда. Однако, с точки зрения большинства инвесторов, вложения в такие проекты остаются малопонятными и слишком рискованными. Настороженное отношение можно наблюдать не только в России, но и в других странах мира: для опасений есть немало объективных причин. Однако с развитием креативного сектора экономики инвестиционные фонды, биржи и крупный бизнес уделяют проектам с высокой творческой составляющей все больше внимания. «Газета.Ru» проанализировала крупнейшие сделки на российском рынке и выяснила, кто и куда инвестирует.

Креативный сектор — это один из главных локомотивов мировой экономики на ближайшие десятилетия наряду с IT. Он перепрошивает отношение к творческому продукту и охватывает целый ряд непохожих друг на друга индустрий: разработку компьютерных игр и программного обеспечения, рекламу, маркетинг, дизайн, кино, моду, музыку, театр, архитектуру, народные промыслы, музеи, ювелирное искусство и многое другое.

В основе креативного продукта всегда лежит уникальная творческая идея, у которой есть экономический потенциал. Творческие индустрии могут быть интересны инвесторам и для развития своего основного бизнеса. Качественная архитектура, урбанистика и культурное программирование влияет на девелоперский продукт. Культурный продукт может поднять интерес к продукту еще до строительства. Или создать имидж. Весь вопрос в том, чтобы его вовремя выявить и раскрыть.

Главным тормозом для развития креативного сектора всегда была его финансовая обособленность и даже закрытость и упор на профильные инвестиции. В творческих индустриях десятилетиями действовал принцип «чужие здесь не ходят»: чтобы успешно вкладывать, например, в кинопроизводство, моду или современное искусство, нужно было «вариться» в этой сфере всю жизнь.

Непонятный и непредсказуемый

Деловое сообщество до сих пор не воспринимает креативные индустрии как надежный инструмент капиталовложений. Причем не только в России, но и за рубежом.
Например, как показало исследование, проведенное в Великобритании, 85% инвестиционных сделок в креативном секторе за 2023 год пришлось на более понятные для финансистов проекты, связанные с IT-компаниями и цифровыми продуктами.

Креативная экономика фокусируется на развитии креативных индустрий в рамках современных технологий — именно они делают креативные продукты привлекательными для инвесторов. Остальным творческим индустриям досталось только 15% всех инвестиций. И это, напомним, в стране, где интеллектуальная собственность надежно защищена законом.

Главной причиной нежелания британских инвесторов вкладывать в креативные индустрии авторы исследования назвали «недостаток знаний» в этой сфере.

Второй по значимости причиной является «неуверенность в инвестиционном потенциале» творческих отраслей. Ведь традиционные методы оценки бизнеса здесь не всегда работают, а окупаемость проектов и прибыль зависят от множества факторов, таких как изменчивые предпочтения аудитории, мода, талант исполнителей, высокая конкуренция и многих других.

В последние 10–15 лет государства во всем мире стараются поддержать развитие креативных индустрий. Для этого создаются национальные программы (как в США, Великобритании, Германии, Японии, Южной Корее и других странах) и специальные концепции развития на уровне отдельных мегаполисов. Например, Берлин акцентирует внимание на поддержке инновационных стартапов и малых предприятий. Похожие программы есть в Париже, Лондоне и других мировых столицах.

Как правило, государственные и муниципальные программы нацелены не просто на раздачу грантов, а на выращивание полноценных компаний с понятной и жизнеспособной экономической моделью, а также на создание системы взаимоотношений с потенциальными инвесторами.

Что может государство

В России проводником государственной политики в отношении креативных индустрий выступает Агентство стратегических инициатив (АСИ). Как проектный офис президента РФ, оно объединяет усилия творческих сообществ, власти и бизнеса для поддержки этого сектора экономики.

АСИ помогает регионам разработать собственные Стандарты развития креативных индустрий и определить приоритетные для себя направления. По словам директора Центра развития креативной экономики АСИ Екатерины Черкес-заде, это помогает сфокусировать усилия на конкретных индустриях с наибольшим потенциалом, разработать для них максимально эффективные способы поддержки и инфраструктуру, а также стимулировать создание добавленной стоимости для других отраслей.

Под эгидой Агентства действует международный Клуб продюсеров, куда входят представители креативных индустрий, инвесторы и потенциальные заказчики. Сейчас Клубы продюсеров создаются в том числе на уровне российских регионов. В регионах действуют Региональные экспертные группы, в которых Центр развития креативной экономики системно работает для того, чтобы участники получили доступ к мерам поддержки, образовательным программам и отраслевым мероприятиям. Инвестиции являются одним из ключевых факторов вложения в креативные индустрии для того, чтобы создать новые возможности в этом секторе.

Центр развития креативной экономики АСИ также проводит исследования отраслей (Агентство уже поделилось результатами по анимации, кино, видеоиграм и музыке), продвигает российский креативный продукт в другие страны за счет межстрановых соглашений и оказывает поддержку в продвижении творческих проектов. Агентство организует различные программы акселерации для креативных проектов, помогает в продвижении внутри России и на международных рынках, консультирует и оказывает методическую поддержку. Задача Центра развития креативной экономики — изначально формулировать плацдарм, так как многие индустрии не находятся под санкциями.

Говоря простым языком, АСИ уже не первый год помогает креативным предпринимателям выжить в реальной экономике и сделать их проекты ближе и понятнее для инвесторов. Такая поддержка начинает приносить плоды.

Венчурные фонды верят в креатив

Во всем мире инвестиции в креативные индустрии в первую очередь интересуют венчурные компании и фонды, которые специализируются на вложениях в стартапы с высоким риском. Россия не является исключением.

Креативные индустрии являются продуктом для крупнейших сделок на международном уровне. Глава саудовской венчурной компании Falak Наваф Альбишри подписал соглашение о мастер-франшизе с сетью игровых клубов True Gamers. Сумма сделки составила 45 млн долларов.

В течение пяти лет россияне помогут открыть в Саудовской Аравии 150 киберспортивных клубов. Договор предусматривает обучение персонала, помощь в создании инфраструктуры, разработку маркетинговой стратегии, онлайн- и офлайн-поддержку. «Сделка найдет отклик в игровом сообществе Саудовской Аравии, где играет 21 млн человек. Это составляет около 58% населения», — заявил Наваф Альбишри.

Российские венчурные инвесторы также вкладывают в креатив. Например, Фонд «Сколково» предоставляет финансирование, менторство и доступ к инфраструктуре для стартапов, работающих в сфере технологий, дизайна и медиа. В числе поддержанных проектов, например, FashionFactorySchool – площадка для профессионалов из мира моды, «Холст» – цифровая доска для рендеринга онлайн, платформа для дизайнеров «Сервис Монро Арт» и многие другие проекты.

Бизнес выбирает вечные ценности

Серьезными игроками на рынке инвестиций в креативные отрасли стали российские финансово-промышленные группы и крупные частные инвесторы. Несмотря на осторожное отношение к вложениям в проекты, основанные на творческих решениях, точка соприкосновения была найдена. Это традиционные промыслы, значимые для отечественной истории предприятия, проверенные временем ценности и символы.

Большие компании, поддерживая коэффициент социальной ответственности, действуют по-разному. В 2019 году Сбербанк и АФК «Система» вошли в капитал компании «Гжель». Это стало их пилотным проектом по тестированию инвестиционной привлекательности народных художественных промыслов. Культурные проекты есть у всех крупных российских корпораций. Поддерживая творческие инициативы и художественные коллективы, они косвенно способствуют развитию креативных индустрий.

Читать также:
«Передал убийце ключи от убежища». СК назвал новых фигурантов по делу генерала Кириллова

Например, у АФК «Система» есть проекты «Лифт в будущее», «Культура и просвещение», «Социальная среда», у ГК «Росатом» – корпоративная программа «Территория культуры Росатома», у «Газпрома» – фестивали «Факел», «Сибирская одиссея», «Музыка без границ» и международный праздник искусства в Китае. Такие проекты влияют на повышение узнаваемости бренда и развитие имиджа компании, что является инвестицией в то, как компания воспринимается на рынке.

Но есть и частные инвестиции, которые инвестируют в НХП. Знаменитая фабрика «Крестецкая строчка» (Новгородская область) была приобретена частным инвестором Антоном Георгиевым. В 2023 году предприятие вышло на самоокупаемость. Кроме того, возникают новые модели развития НХП. Предприниматели начинают зарабатывать на туристической структуре вокруг самого НХП. Удачным примером может стать фабрика «Федоскино» — кроме продукции в проекте развивается имидж и пространства вокруг. Теперь приехать на экскурсию на фабрику знаменитых шкатулок «модно». Это дает возможности неочевидные коллабораций — например, недавно «Федоскино» сделали совместный проект с видеоигрой ATOMIC HART. Шкатулки появились внутри виртуального мира.

На площадке завода художественного фарфора в городе Сысерть (Свердловская область) с апреля 2023 года действует творческая лаборатория «Антихрупкость» креативного пространства «На заводе». Креативные предприниматели сами пересобирают НХП и делают креативный продукт привлекательным для инвесторов — выпуск продукции на предприятии продолжается, причем участники кластера разработали уже более 250 новых изделий для массового производства.

«Бигтех» собирает лучших

Отдельная категория инвестиций в креативный сектор — это вложения со стороны крупных IT-корпораций. Цифровые гиганты планомерно скупают самые интересные стартапы, чтобы сохранить свои лидерские позиции в будущем. Креативные проекты способны генерировать интересные решения для больших экосистем.

У этого процесса есть и обратная сторона. Формируя сложные экосистемы, развивая новые сервисы и продукты, IT-гиганты открывают целые рыночные ниши, создают общую культуру инвестиций в креативные индустрии. На российском рынке уже немало таких прецедентов.

Например, Яндекс успешно интегрировал в свою экосистему такие сервисы как «Кинопоиск», ставший лидером рынка онлайн-кинотеатров, PriceLabs — эта технология продвижения товаров работает внутри «Яндекс.Маркета», и FoodFox — приложение для доставки еды из магазинов и ресторанов, на основе которого вырос «Яндекс.Еда».

Особым разнообразием отличаются креативные покупки Сбера. Например, он приобрел 25% в издательстве «Просвещение», которое является лидером российского рынка учебной и педагогической литературы. Параллельно состоялась покупка геймдев-стартапа GOSU Data Lab для внедрения голосового ассистента в экосистему Сбера.

Некоторые крупные компании даже создают собственные корпоративные венчурные фонды, чтобы проще было отслеживать появление на рынке интересных проектов.

Например, Вымпелком в 2022 году создал дочерний фонд «Хайв» для инвестиций в разработки KidTech (цифровые решения для детей до семи лет), HRTech (продукты для подбора и управления кадрами), FoodTech (сервисы доставки еды из магазинов и ресторанов), SaaS (использование онлайн-ПО), MarTech (маркетинговые технологии).
В компании МТС тоже действует венчурный фонд — MTS Startup Hub. Он инвестирует в медиа, финтех, интернет вещей, облачные технологии, системы для аренды самокатов и образовательные платформы.

Народные инвестиции

Интерес к инвестициям в креатив у массового российского инвестора есть уже сейчас (крупные платформы контента — ИВИ, ОККО и т. п). Государственная поддержка делает упор на гранты (например, Президентский фонд культурных инициатив). Однако грантовые платформы скорее являются именно плацдармом для запуска проекта — по оценкам АСИ, более 50% получателей грантов не идут в дальнейшее развитие бизнеса.

«Более 30% предпринимателей в сфере креативных индустрий живут на эти гранты. Наша задача — сделать следующий шаг и предоставить креативному бизнесу разные финансовые модели — от кредитования до понятной системы инвестирования. Сейчас надо понять, как оценивать стоимость креативного продукта, где одним из основных факторов является интеллектуальная собственность. Одна из наших основных задач — создание инструментария для оценки и инвестиционного развития креативного бизнеса», — поделилась директор Центра развития креативной экономики Екатерина Черкес-заде.

Кроме того, краудфанинговые платформы помогают собрать деньги на реализацию самых разных идей. Например, на момент написания статьи одна из самых популярных в нашей стране площадок — Planeta.ru предлагала перевести средства на создание рок-мюзикла, съемки мистического детектива и восстановление археологического музея-заповедника, пострадавшего от природных пожаров. «Инвестор» может перевести организаторам любую сумму или приобрести «вознаграждение» за определенную цену.

Более продвинутая разновидность таких платформ позволяет инвестировать по-настоящему, анализируя плюсы и минусы проектов, формируя портфель и главное — получая прибыль. Центробанк ведет реестр краудлендинговых организаций: сейчас в нем почти 100 участников, а в тройке лидеров — JetLend, «Поток» и Lender Invest.

В 2024 году объем российского рынка краудфандинга вырос на 59% и составил 53 млрд рублей, по данным аналитической компании BusinesStat. Очевидно, что значительная часть этих средств пришлась на проекты в креативных отраслях.

Почему творческие индустрии так важны?

Вклад креативных отраслей в экономику постоянно растет. По итогам 2024 года они обеспечили 7,5 трлн рублей или 4,1% в российском ВВП. Кажется, что немного, но в 2017 году этот показатель был на уровне 2,8% (2,3 трлн рублей), в 2020 году — 3,2% (3,1 трлн рублей), а в 2023 году — 3,8% или 6 трлн рублей.

В соответствии с Концепцией развития творческих индустрий, которую правительство утвердило в 2021 году, к 2030-му вклад креативного сектора экономики в ВВП должен вырасти до 6%. Эта цифра станет отражением важных перемен.

Развитие креативных индустрий всегда служит стимулом для роста в смежных отраслях. Ведь в большинстве из них тоже есть творческая составляющая. Например, в текстильном производстве это создание дизайн-концептов одежды, в строительстве — разработка архитектурных проектов. Креативные решения генерируют собственную добавленную стоимость и оказывают влияние на прибыль всего предприятия.

Новый сектор экономики активно способствует развитию городов и регионов. Творческие индустрии создают новые рабочие места, помогают совершенствовать местную инфраструктуру, улучшают имидж и привлекают туристов. По словам заместителя министра экономического развития России Татьяны Илюшниковой, рост в креативной сфере — это «дополнительная возможность эффективно развивать свою экономику» для регионов.

Пятый год подряд АСИ вместе с фондом «Росконгресс» и при поддержке ВЭБ.РФ проводит форум «Сильные идеи для нового времени». Здесь сразу несколько номинаций для представителей творческих индустрий, а лучшие проекты представят руководству страны в июле этого года. Сбор идей завершится 15 мая 2025 года, а в июле лучшие проекты представят президенту РФ на форуме в Москве.

А для молодых брендов, которые готовы расти и покорять новые рынки, проводится конкурс растущих российских брендов «Знай наших». Прием заявок также завершится 15 мая. Конкурс помогает творческим предпринимателям увеличивать выручку, выходить на зарубежные рынки.

Что думаешь? Комментарии

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»