Споры по любви. Раввин Берл Лазар: «У нас один объединяющий отец»
Содержание:
Aif.ru эксклюзивно поговорил с главным раввином России Берлом Лазаром о религиозных войнах, отношениях представителей разных религий и правилах создания и сохранении семей.
Все дозволено?
Юлия Тутина, aif.ru: Какие взаимоотношения складываются у представителей разных конфессий внутри страны?
Раввин Берл Лазар: Отношения традиционных российских религиозных организаций на уровне лидеров, руководства, они более чем доброжелательные. Мы сотрудничаем и на федеральном уровне, и на региональном. Эти отношения я бы назвал благотворными.
В некоторых регионах создаются межрелигиозные культурно-просветительские центры. Например, в конце июня в Москве был представлен проект такого центра в Коммунарке, там планируется построить православную церковь, синагогу, мусульманский комплекс и буддийский храм, а также помещения для учебно-образовательных и научно-культурных центров. В апреле я был в Дербенте, участвовал в закладке духовного комплекса трех религий, там будут мечеть, христианский храм, синагога, музейные залы и библиотеки. Этот проект — инициатива предпринимателя Сулеймана Керимова. Он понимает, насколько важно, чтобы российские традиционные религии не просто жили рядом, но и показали, что мы сотрудничаем, находим общий язык, и то, что нас объединяет больше того, что разъединяет. У нас, авраамических религий, — один объединяющий нас отец.
Но я не смогу сказать, что все безоблачно: среди священнослужителей среднего и низшего звена различных религиозных структур встречаются экстремисты, разжигающие огонь не только межнациональной, но и межрелигиозной войны. Мне кажется, что они маргиналы внутри собственных организаций, но все равно это опасно и для межрелигиозных, и для внутриконфессиональных отношений. Духовные лидеры традиционных российских конфессий стараются бороться с такими провокаторами.
— Религия порой кажется неким отголоском прошлого. А на самом деле, какова ее роль в современном обществе?
— Долгое время многим казалось, что вера в Б-га* уже неактуальна, что мы живем в пострелигиозном обществе. Такой подход на Западе был заметен в 60–70-х годах прошлого века, и здесь, в России при советской власти говорили, что религия — «опиум для народа». И там, и здесь старались убрать веру из нашей жизни! Слава Б-гу, что это не получилось!
Сегодня люди видят страшные последствия безверия. Ведь когда Б-га нет — все дозволено человеку. Почему разрушается семья? Потому что нет религии. Почему дети не уважают родителей? Да по этой же причине — нет веры. Люди обманывают друг друга, в личных отношениях или в бизнесе, насилие растет — все от отсутствия религии, ведь если нет веры в Б-га — то тогда и страха за плохие поступки нет, ведь человек сам решает, что правильно и как ему себя вести. Религия — это данные Б-гом правила, Его инструкция жизни в мире, который он создал. Нарушать их — как ехать за рулем, игнорируя правила дорожного движения: это опасно и для тебя самого, и для окружающих.
Сегодня мы видим, что люди возвращаются к религии. В первую очередь — в России. Я заметил, даже за мое время жизни в России изменились традиции выбора имен для детей — стало гораздо больше старинных имен, церковных, библейских.
Но и на Западе тоже идет возвращение к религии. Мы видим, как в США на выборах победил президент, чья предвыборная кампания во многом была построена на возвращении к традиционным ценностям.
Десятилетиями оторваны от Б-га
— Какую роль религия сейчас играет в нашей стране в воспитании детей?
— На протяжении десятилетий люди были оторваны от веры в Б-га. Дети сегодня в большинстве семей не могут спросить родителей о вере и традициях своего народа, ведь родители сами не знают, они не могли получать религиозное воспитание в еврейских школах. Поэтому для нас сегодня важнейшая задача — дать детям то, что родители не могли, и мы развиваем еврейские детские сады, еврейские школы, высшее образование. Сейчас практически в каждом крупном городе есть религиозные, в том числе еврейские, детские сады и школы. В Москве их несколько десятков. Большинство этих школ бесплатные или недорогие, они содержатся на средства общин.
Мы видим, что дети, получая образование, возвращаются в семью, и родители тоже начинают соблюдать религиозные заповеди и приходят к вере.
Что касается обучения религии в государственных школах, то мы всегда относились к этому с опаской. Поскольку светские учителя к преподаванию таких предметов не подготовлены, это может привести только к отвращению детей от религии. А приглашение в школы священнослужителей в нашей многонациональной стране может послужить разделению школьников и конфликтам между ними.
— На кого, на Ваш взгляд, следует равняться современным российским детям? С кого брать пример?
— Если мы говорим о еврейских детях, то нам бы хотелось, чтобы они равнялись на героев нашего народа. Здесь, в России в годы гонений на религию оставались люди, верные своей традиции и вере. Люди, посещая синагоги, рисковали возможностью поступать в университеты, за соблюдение субботы — лишиться работы.
Были настоящие герои, подпольно обучавшие Торе, совершавшие обряды обрезания и хупы (бракосочетания). Когда я приехал в Россию в конце 80-х годов прошлого века, встретил таких героев, великих евреев, рисковавших своей жизнью, чтобы огонь еврейства не потух. Были сотни хасидов, не сдавшихся, несмотря на аресты, казни.
Герой — это не Шварцнегер или другие киносупермены, ни спортсмены, которые могут высоко прыгнуть. Настоящий герой — это человек, сила духа которого такова, что он может один стоять за свою веру, когда вокруг все против, готов идти на самопожертвование, помогая другим. И это то, что нужно рассказать нашим детям.
Сегодняшние евреи — потомки людей, которые очень твердо держались за свою веру. Мы остались евреями, а это значит, что десятки поколений готовы были многим пожертвовать, чтобы сохранить свои принципы, и мне бы хотелось, чтобы это стало моделью поведения.
Как избежать развода
— Каков правильный алгоритм выбора супруги, чтобы не было разводов, абортов, брошенных детей?
— Вряд ли такой алгоритм существует. Есть обычаи, в еврейских традиционных семьях, да и в светских, родители часто знакомят детей. Но родители не выбирают жениха для дочери или невесту для сына, у нас так не принято. Родители могут предлагать, дети могут справедливо считать, что родители желают им лучшего, и этот фактор стоит учитывать, или они так не считают, и тогда родители ничего не могут сделать. В любом случае это выбор детей.
Мне кажется, что сами молодые парни и девушки зачастую слишком большое внимание уделяют внешности, а она изменчива. И хотя внешность важна, но, на мой взгляд, не может быть определяющим фактором при выборе спутника жизни. Важнее общность жизненных целей, понимание того, что для них важно, а что второстепенно. И обязательно должно быть взаимное уважение.
Есть история о еврейском психологе, умевшем точно предсказать развод. Он объяснял, что наблюдал, как парень и девушка, собирающиеся пожениться, спорят. Ведь разногласия всегда существуют, вопрос в том, как они разрешаются. Если во время спора нет уважения, есть резкие, грубые слова и нет любви, такой брак плохо кончится. Метод основан на Талмуде, весь Талмуд — это споры мудрецов, но споры при взаимной любви и уважении.
Люди должны любить, уважать друг друга, доверять друг другу, и пусть это звучит пафосно, но они действительно должны быть готовы пережить вместе и радость, и горе.
Война под религиозными лозунгами
— Сложно ли сохранять мирные и дружеские отношения, когда в мире такая эскалация межрелигиозных конфликтов?
— Это всегда вызов, проверка на прочность, особенно, когда войны ведутся под религиозными лозунгами. В таких ситуациях представителям той или иной группы верующих всегда сложно сохранять взвешенный подход. Но в нашей стране благодаря прямым контактам и налаженному взаимодействию руководителей традиционных религиозных объединений такие конфликты быстро тушатся.
Во всех религиях есть заповедь любить ближнего как самого себя. И это, несмотря на то, что мы разные. Ведь было бы легко любить человека, нами уважаемого, с которым нам комфортно. Но это не то, что хочет от нас Б-г. Заповедь о любви к ближнему говорит, что можно найти взаимопонимание при различиях во взглядах.
— Как вы считаете, оправданы ли военные действия, если это имеет отношение к борьбе за свою веру?
Не могу сказать, что я согласен со всеми постулатами, которые есть во всех религиях. Но мы обязаны жить рядом, любить и уважать друг друга. Те, кто ищет путь в военных действиях, — используют религию в целях, противоположных задачам религии. Это не просто цинизм, это осквернение Имени Б-га. Б-г — это мир, Имя Б-га — это мир, поэтому мы говорим: «Шолом алехем», «Салям алейкум». Нельзя оправдывать военные действия религией. Войны между государствами за территории, ресурсы, из-за политических разногласий — это, к сожалению, всегда было, и боюсь, будет продолжаться, пока не придет Мессия. Но религия — духовная составляющая, которая должна объединять, а если кто-то привносит религию в военный конфликт — он становится практически неразрешимым. Светским властям проще находить компромиссы в ходе военных действий, чем тем, кто воюет, прикрываясь религиозными лозунгами.
* Написание Б-г принято в иудаизме. Это один из способов проявления осторожности при упоминании имени Всевышнего.