«В некотором смысле она живет». Что творится «дома» у святой Матронушки
Содержание:
8 марта в Покровском монастыре ожидается огромный наплыв паломников — в этот день, как aif.ru подтвердили в самом монастыре, отмечается праздник обретения мощей Матроны Московской. Однако очередь к ним всегда. Чем же привлекает людей эта относительно недавно канонизированная старица? Корреспонденты aif.ru съездили в Покровский монастырь и приобщились к культу самой почитаемой святой России.
Помогла получить кредит
Покровский монастырь расположен в самом центре Москвы, недалеко от станции метро «Таганская». О том, что где-то рядом находятся мощи Матроны Московской, можно догадаться по выходящим из подземки людям с белыми цветами в руках — по легенде, при жизни слепая целительница очень любила цветы, особенно белые и особенно — белые хризантемы. Вот, следуя за ручейком людей с белыми цветами, мы и оказались у ворот Покровского монастыря. Охранники пропускают посетителей через рамки металлоискателей. Это делается ради безопасности. Не только гостей монастыря или монахинь, а еще и мощей самой почитаемой святой в России. Были случаи, когда на них покушались, а пару лет назад воры совершили удачную попытку кражи частички ее мощей, правда, из другого монастыря — в Ленинградской области. Эти мощи — большой соблазн: ведь миллионы людей верят, что прикосновение к ним исцеляет и способствует исполнению любых желаний.
Охранники были и на территории монастыря, мы насчитали семерых, и это, не считая тех, кто нес пост внутри храмов.
В монастыре было очень много людей. Вокруг храма, где находится рака с мощами Матроны, завивалась длинная очередь желающих приложиться к останкам святой и попросить ее о чем-то сокровенном.
Из храма вышли улыбающиеся мужчина и женщина средних лет, тянувшие за собой чемоданы на колесиках. Явно направляются или с вокзала, или на вокзал. Так и оказалось — Игорь и Галина сегодня уезжают домой в Чебоксары. У них закончилась очередная вахта — в Москве супруги работают охранниками в школе.
«И почти каждый раз перед отъездом мы приходим поклониться Матронушке, — говорит Игорь. — Она помогает во всех житейских вопросах. Ее мощи окрыляют».
«Да-да, — кивает Галина. — Меня последнее время головные боли мучают, а сейчас приложилась к раке и такое облегчение. Матрона помогает и по материальным вопросам. Племяннику не давали кредит, чтобы купить дом. Так его жена специально поехала в Москву, пришла сюда, отстояла очередь. Вернулась в Чебоксары и сразу банк одобрил кредит! Вот такие чудеса творит святая».
Цветы не как покойнице
Мы с фотографом долго шли вдоль очереди, пока не обнаружили ее конец у креста, возле монастырской стены. Но оказалось, что нам повезло. Обычно очередь длиннее раза в три.
Впереди нас стоит бритоголовый мужчина с суровым лицом, похожий на братка из 90-х. Он с кем-то постоянно переговаривается по телефону. «Стрелки» наверное, назначает, подумала я и подошла к нему поближе. Оказалось, что он разговаривает с мамой, которая и была инициатором похода в монастырь. Он занял очередь, пока брат и мать парковали машину.
«Вы купили цветочки? — покосившись на очередь, в которой все через одного держали букетики, строго проговорил “браток” в трубку. — Нет? Обязательно купите — что-то в этом есть, я чувствую».
Спустя несколько минут к нему подошла пожилая женщина и мужчина с интеллигентным лицом, он нес огромную охапку белых хризантем.
«Интересно, Матроне надо дарить четное или нечетное количество цветов?», — спросила я фотографа, заметив, что некоторые пришли с одним цветочком.
«Только нечетное»! — встрепенулась стоящая рядом с нами дама.
«Но Матрона же вроде умерла»? — с недоумением спросила я женщину.
«Да, умерла, — со знающим видом кивнула дама. — Но не совсем умерла, понимаете? В некотором смысле она живет. Поэтому ей надо дарить нечетное количество цветов, как живой».
Эта информация произвела шокирующее впечатление на семью «братка». Мужчины принялись судорожно распаковывать хризантемы.
«Девушка, возьмите цветочек! — обратился ко мне один из братьев. — Берите-берите, у нас четное число, один все-равно придется выбросить».
Так я бесплатно получила роскошную ветку белой хризантемы. Кстати, бритоголовый мужчина оказался вполне себе обычным предпринимателем, потом в очереди братья принялись обсуждать свои деловые вопросы и из разговора можно было понять, что у них совершенно законный бизнес.
Они были единственными, кто разговаривал в очереди. Остальные стояли, погруженные в себя, с суровыми, неулыбающимися лицами. Некоторые про себя читали какие-то маленькие брошюрки. Оказалось, что это акафист святой блаженной Матроны Московской. Он начинался со слов «Избранная Духом Божиим от пелен младенческих, блаженная старице Матроно, слепоту и немощь телесную ко очищению духовному от Бога приявшая, даром прозрения и чудес обогатилася еси и венцем нетленным от Господа украсилася еси. Сего ради и мы благодарне венец похвальный приносим ти, вопиюще: Радуйся, праведная мати Матроно, теплая о нас к Богу молитвеннице».
«Его необязательно читать перед приходом к мощам, это только по желанию, — просветила меня женщина из очереди, — Но если хотите, этот акафист продается здесь, на территории монастыря, в киоске всего за 30 руб.».
Лайфхак: попасть к мощам без очереди
Постепенно прошел час нашего стояния в очереди. За это время мы продвинулись метров на пятьдесят. Чувствуется, что люди устали — некоторые выходят из очереди и присаживаются на лавочки. Особенно устают дети, которым явно скучно. Мальчик лет пяти, до этого с азартом бегавший по территории монастыря, прибежал к стоявшей в очереди маме и закапризничал.
«Мы почти уже дошли, — успокаивала ребенка женщина. — Сбегай в храм, там бабушка греется. Только ненадолго, нам уже чуть-чуть осталось, и мы зайдем к Матронушке».
Перед входом в пристанище святой люди торопливо срывают газетную бумагу с цветов. Для этой цели там стоит большой контейнер. Мы заходим внутрь храма и разочарованно вздыхаем — очередь тут не кончается, она продолжается, извиваясь между колонн и икон. По храму ходят женщины «в штатском», явно не моахини, они подметают пол, протирают подсвечники. Это трудницы — мирянки, желающие бесплатно потрудиться во славу Матронушки.
«Я сейчас пришла с ночной смены, — собирая огарки свечей, рассказывает мне женщина в сером пуховике. — Записалась на два часа потрудиться. Я часто сюда для этого прихожу. Благодать такая и к Матронушке можно приложиться без очереди».
Через полтора часа наконец и мы доходим до раки с мощами святой. А справа от нее стоит стеклянный шкаф, где лежит платье, в котором была похоронена Матрона — очень красивое и стильное, особенно для тех времен, из шелка песочного цвета, на удивление, совсем не попорченное.
Цветы для Матроны нужно класть на столик перед входом в комнату, где стоит рака. Потом монашки их уносят за дверь с табличкой «Служебное помещение». Посторонним вход туда запрещен, но нам удалось заглянуть внутрь — в этой комнате цветы сортируют по виду и цвету и раскладывают в большие вазы, наподобие тех, в которых экспонируются на продажу товар в цветочных магазинах. Куда их девают впоследствии, нам узнать не удалось.
Рака с мощами Матроны оказалась большой и красивой, сделанная из светлого металла — говорят, что она серебряная. Сами останки лежат за стеклом в узорчатом ящике, голова открыта, но замотана покрывалом. Приложиться, то есть поцеловать можно только бронированное стекло, но, по поверью, сила мощей проникает и через него. Напротив раки висит икона, тоже застекленная, внутри она вся увешана золотыми крестами, кольцами, серьгами и другими драгоценностями. Это — пожертвования благодарных паломников. Считается, что если святой помог, нужно ему что-то ценное подарить.
Вместе с нами из храма вышли мужчина и женщина. На лицах обоих — блаженные улыбки. Это супруги Михаил и Елизавета из Ульяновска. Они летали на отдых за границу, рейс с пересадкой в Москве. Время до самолета на Ульяновск супруги решили провести в Покровском монастыре.
«Я уже второй раз у Матронушки, а жена — впервые, — говорит Михаил. — Приходим со своими радостями и горестями. Я ничего не прошу, просто благодарю за то, что святая молится за нас. Да-да, Матрона молится, прямо сейчас и всегда, денно и нощно! Навестить ее — это позыв души, просто захотелось».
Народ толпится по всей территории монастыря. У многочисленных церковных лавок — очереди, у кранов со святой водой — тоже. Здесь же можно купить и бутылки для нее. Также в лавках предлагается заказать молебны и сорокоусты. Как гласят развешанные на торговых точках объявления, для оплаты принимаются только наличные. У монастыря есть также шикарная гостиница для паломников. По информации некоторых СМИ, выручка Покровской обители составляет $500 тыс. в год. Где чудотворные мощи — там паломники, где паломники — там деньги.
Кстати, оказалось, что платье, в котором была похоронена блаженная старица, все годы, прошедшие с момента эксгумации, хранилось в церкви святителя Мартина Исповедника, расположенного на улице Александра Солженицына. Святыня привлекала в этот небольшой храм много верующих. Но, как рассказали корреспонденту aif.ru в храме, прошлым летом погребальное платье Матроны изъяли и перенесли в Покровский монастырь, к ее мощам. Наверное, это логично, но, как посетовал сотрудник церкви, с того момента поток верующих значительно иссяк.
А те ли это мощи?
8 марта исполнится ровно 26 лет со дня обретения мощей святой Матроны Московской — их выкопали из могилы на кладбище при Даниловском монастыре. Но почему же эти мощи достались Покровскому монастырю, а не по «месту прописки» — Даниловскому?
«Вообще вся история и с мощами святой Матроны, и с ее канонизацией была очень интересная, — рассказывает 77-летний писатель, доктор исторических наук, автор книг по истории РПЦ Сергей Бычков. — Мне ее рассказал мой друг, член патриаршей комиссии по канонизации. И началась она с момента восстановления Покровского монастыря».
В советские годы все помещения этой обители были отданы под чисто мирские нужды: здесь располагалось одно из министерств, контора «Мосфильма», спортзал, бильярдная. А в 90-е объект решили вернуть обратно Церкви. Провели реставрацию, заселили монашек. Но люди в возродившийся Покровский монастырь почему-то не шли.
«Большинство верующих идут в монастыри за чудом, — объясняет Бычков. — Например, сотни тысяч паломников привлекают мощи Серафима Саровского. Именно оттуда в Покровский монастырь пришла настоятельница Феофания. Она тогда сказала: “Монастырь есть, а мощей нет, это нонсенс”. Нужно было срочно раздобыть где-то мощи».
А где их взять? Забрать из другой обители нельзя — это просто неэтично и повлекло бы скандал. Соответственно, необходимо было кого-то канонизировать и найти его останки. Работа по канонизации идет непрерывно, во всех епархиях и митрополиях действуют соответствующие комиссии, приводя в мир новых святых.
В то время вышла в печать книжка Зинаиды Ждановой про знакомую ее семьи целительницу Матрону Никонову, скончавшуюся в 1952 году. Как пишут СМИ, матушка Феофания начала всем рассказывать, что возила на могилу Матроны устав монастыря, который никак не хотели утверждать регистрирующие органы. И после этого устав утвердили! Что это, как не чудо?
«Тогдашний председатель синодальной комиссии по канонизации митрополит Ювеналий несколько раз пресекал просьбы канонизировать Матрону, — продолжает Бычков. — Потому что для канонизации не было двух необходимых условий: всенародного почитания (о ней вообще впервые узнали только из книжки Ждановой) и даров чудотворения — документально, с медицинскими картами, подтвержденных случаев чудесных исцелений».
По словам Бычкова, когда 8 марта 1998 года эксгумировали останки из могилы, считавшейся могилой Матроны, то при их осмотре увидели, во-первых, что покойница неоднократно рожала (но по книге целительница была девственной), во-вторых, эти останки оказались вовсе не нетленны — тело успело разложиться до скелета. Возможно, что это была могила вовсе не Матроны Никоновой? Как бы то ни было, эти останки передали в Покровский монастырь. И с того момента пошел поток фильмов и статей о святой Матроне, свидетельств о чудесных исцелениях. И в итоге, через год, в 1999-м, когда в Москве уже начал формироваться культ блаженной Матроны, покровитель Феофании, митрополит Арсений добился приказа о канонизации Никоновой у патриарха Алексия Второго.
Как бы то ни было, несмотря на всю неоднозначность истории Матроны Московской, сейчас это самая почитаемая и «раскрученная» российская святая, намного обогнавшая по популярности даже Ксению Петербургскую. Миллионы людей верят, что она исцеляет и исполняет желания, и многие получают помощь по вере своей.